Как приучить ребенка убирать за собой игрушки
Как хитро приучить ребенка убирать за собой игрушки
Рады приветствовать вас на сайте «Наш секрет»!
«Как мне это надоело! Каждый день одно и то же! Сейчас же собери игрушки!» Знакомая ситуация? Так как приучить ребенка убирать игрушки за собой без нервов?
Конечно, приучать ребенка убирать за собой нужно. А вот как это сделать хитро, без детских капризов, истерик и нервных затрат со стороны родителей, вы сейчас узнаете.
Простые правила
Как заставить ребенка убирать игрушки? Запомните, никакие методы и приемы не помогут приучить «маленького неряху» к порядку, если не соблюдаются четыре правила.
Начни с себя
Дети с ранних лет копируют взрослых. Если родители не убирают одежду в шкаф, книги на полки, оставляют продукты на столе, ребенок будет повторять их поведение. И наоборот.
Будьте настойчивы
Как бы малыш не отказывался, а убрать за собой придется. Никаких мультфильмов, сладостей и прогулок не будет, пока игрушки не окажутся на местах. Дайте это понять ребенку.
Воспитывайте регулярно
Если взялись приучать к порядку, делайте это ежедневно. Воспитывать раз или два в неделю не получится. Результата не будет!
Не заставляйте, не ругайте и не кричите!
Насильственные методы отбивают стремление помогать, а вам ведь нужно его привить.
Ребенок не хочет убирать игрушки — что делать?
Как научить ребенка убирать за собой игрушки? Все, что вам понадобится — позитивный настрой. Немногие родители знают, но маленькие дети легко заряжаются положительными эмоциями. А если у крохи приподнятое настроение, с ним легче договориться.
Всех по домам
Придумайте для игрушек домики. Так малышу легче ориентироваться в комнате. Например, куклы будут жить в шкафу, машины в гараже, конструктор в ящике. Еще лучше, если коробки и места хранения плюшевых зверушек превратить в яркие жилища. Ящик для конструктора обклейте цветной бумагой, нарисуйте окошки, смастерите треугольную крышу из картона. Машинам обозначьте гаражи, куклам сшейте мягкие подушечки в домик. Немного творчества — и ваш карапуз окажется в стране игрушек. А здесь есть правило — после игры убирать всех по домам.
Кто быстрее?
Если «капризуля» категорически отказывается наводить порядок, предложите ему соревнование «Кто соберет больше?» или «Кто быстрее?». Понадобятся две коробки для двух участников, или разделите территорию уборки пополам. По команде мама с ребенком начинают собирать игрушки в коробки, или каждый убирает свою территорию. Победителю приз!
Давай поиграем
Можно предложить малышу игру «Собери по признаку»: мягкие — твердые, большие — маленькие. Мелкие игрушки гужно сложить в одну коробку, крупные — в другую. Сортировать можно по размеру, по семьям, кто с кем дружит и т.д.
Сказочная уборка
На помощь маме придут сказочные персонажи. Прикрепите на спину малышки крылышки, и она превратится в фею, которая наводит порядок в сказочной стране. Мальчишкам больше подойдет игрушечный самосвал, ракета-полицейский или робот уборщик. Он будет спасать мир от беспорядка. Заметьте, ребенок при этом не убирает, он играет.
Станция игрушек
Игра для двоих: малыш — паровоз, мама — диктор. Взрослый оповещает:
— Паровоз отправляется со станции «Уборка». Следующая — станция военных.
Ребенок собирает игрушечных солдатиков в коробку, едет дальше по комнате. Далее оповещается станция конструкторов, машин, резиновых и плюшевых животных и т.д.
После того, как будут собраны все предметы, паровоз может отправиться на заправку топливом — покушать или в гараж — постель.
Ритуал
Один из способов привить положительную привычку ребенку — ввести ритуал «Уборка». «Священная церемония» проводится в определенное время, с привязкой к конкретным режимным моментам. Например, перед прогулкой, обедом, сном. Отправляя спать кукол в домики, машины в гараж, напевайте веселую песенку или колыбельную. На первых порах взрослый просит помощи у малыша. Затем ритуал поддерживают оба — родитель и ребенок. Со временем помощь взрослого сокращается, а «таинство» уборки передается самому младшему.
Хитрая сказка
Поведайте крохе рассказ о том, что игрушки расстраиваются, когда про них забывают и не убирают в домики. Обиженные, они уходят в сказочную страну. Когда в очередной раз малыш не уберет игрушки, спрячьте одну или несколько из них. В том числе и самую любимую. Заметив пропажу, ребенок станет искать. Скажите, что она ушла. Вы могли бы написать письмо в сказочную страну и попросить вернуться, но за это необходимо пообещать убирать ее на место.
Объявляется генеральная уборка! Включите веселую музыку. Участвуют все жильцы. За каждую такую «генералку» участники накапливают баллы, которые затем обмениваются на приз. Договоритесь заранее, сколько баллов нужно собрать.
Полезные советы
- Приучайте малыша к порядку с раннего детства. Тогда к четырем годам у него уже выработается стойкая привычка.
- Чтобы ребенку было легче наводить порядок, регулируйте количество игрушек. Спрячьте часть их в дальний ящик и периодически меняйте местами. Вовремя избавляйтесь от ломаных, ненужных и неинтересных.
- Не забывайте хвалить. Порой достаточно одной лишь похвалы родителя, чтобы у крохи выработалось стремление поддерживать порядок.
- Выбирайте время на уборку до того, как малыш устанет, захочет спать и начнет капризничать.
- С раннего возраста поддерживайте стремление маленького человека помогать взрослым. Пусть вас не пугает разбитая посуда и пролитый чай. И ни в коем случае за это не ругайте. Ведь он старался, убирал. Эта небольшая жертва сполна компенсируется в будущем.
- Будьте терпеливы. Да, тяжело, да, трудно, но лишь терпением и настойчивостью вы добьетесь положительного результата.
- Приучайте постепенно. Маленькой крохе тяжело собрать все игрушки, поэтому мама помогает. Чем взрослее чадо, тем меньше помощь взрослого.
- Не приучайте к призам. Привлекать малыша к уборке за вознаграждение можно лишь на начальных порах. В дальнейшем пусть наградой будет сказка, мультфильм, прогулка. В конечном счете основным поощрением станет похвала.
- Не требуйте идеальной уборки. Пока ребенок мал, достаточно того, что он разложит все по местам. Со временем начните обращать его внимание на то, что игрушкам не нравится, когда их раскладывают неаккуратно. Конкретно опишите и покажите, как правильно размещать предметы.
Чего делать нельзя категорически:
- Заставлять.
- Кричать.
- Делать за ребенка.
- Оставлять без поощрения — похвалы.
Уважаемые родители! Помните: как бы ребенок себя не вел, вы умнее и хитрее его.
Как научить ребенка убирать игрушки? 5 историй
Если скоро в детский сад. Воспитание самостоятельного ребенка
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
Уборка игрушек волнует родителей и сама по себе, и как часть воспитания самостоятельного ребенка и подготовки его к детскому саду. Чем рискует мама, которая не привлекает малыша к наведению порядка, считая, что быстрее и проще все сделать самой? Психолог Анна Быкова в своей новой книге “Как стать ленивой мамой” рассказывает, чем именно “ленивая мама” полезна для развития ребенка.
Как научить ребенка убирать игрушки? Этот вопрос мне задают очень часто. По популярности проблема уборки игрушек идет сразу после «тройки лидеров» (приучение к горшку, проблемы со сном и аппетитом). Если честно, я не знаю единого работающего алгоритма, в результате применения которого каждый ребенок сразу начнет убирать за собой. Все дети разные. Нужны разные подходы, разные аргументы. Поэтому просто привожу «игрушечные истории» как материал для размышления и поиска решения, которое, возможно, подойдет конкретной маме и конкретному ребенку.
История первая: что нравится игрушкам
Детский сад, группа трехлеток. Типичная ситуация: похватали все игрушки с полок, поиграли и тут же бросили. Никому в голову не приходит, что игрушки надо убрать. Зачем?
Подзываю детей к себе.
— Ребята, вы любите, поиграв в садике, возвращаться домой?
— А если бы вы в садике на ночь остались? Если бы вас забрать забыли? Понравилось бы вам это?
— Вот и у игрушек есть свои дома, куда они любят после игры возвращаться! Игрушкам не нравится, когда их кидают где попало и там забывают. Давайте все вместе вернем игрушки в их домики, где им будет хорошо. Где у нас куклы живут?
Мораль. До ребенка легче донести мысль, если опираться на имеющийся у него опыт.
История вторая: сказка для уборки
Сашке три года. С его фантазией, похоже, даже игрушки не нужны. Чтобы весело провести время, ему достаточно рулона туалетной бумаги. Машинки едут по заснеженной трассе, трасса — раскатанный по квартире рулон мягкой двухслойной. «Упс, — думаю я, — опять не успела спрятать последний рулон. Уже поздно, в магазин идти неохота, придется использовать бумажные платочки. »
А в это время началась снежная буря. Мягкая двухслойная из лентообразной превратилась. Не знаю, во что она превратилась. Мелкими клочками усыпан весь пол. Довольный Сашка валяется «в снегу», обсыпая себя «снежинками».
Пришло время сна. Надо бы перед сном прибраться. Но надо маме, а не Саше, Сашу «сугробы» устраивают. А маму не устраивает беспорядок. Если мама скомандует: «Собери мусор!» — Сашка будет возражать: «Это не мусор! Это снег! Пусть лежит!». Значит, надо убедить ребенка, что снег нужно собрать.
— Саш, Деду Морозу очень нужен твой снег.
— Сейчас май. Снег растаял. Деду Морозу жарко. А твой снег не тает. Дед Мороз будет твоим снегом от солнца защищаться. Давай весь снег в этот пакет сгребай.
— Мам, — спрашивает Сашка, уже сметая в пакет клочки бумаги, — а как снег к Деду Морозу попадет?
— Как, как, — с ходу придумываю я, — мы на балконе пакет оставим. Он прилетит и заберет.
Сашка старательно собрал в пакет все «снежинки».
Старший, Арсений (он все слышал) аккуратно поинтересовался у меня относительно этичности подобной мотивации:
— Мама, ты же обманываешь?
— Нет, я не обманываю. Я придумываю для Сашки сказку, а он в нее играет. Разве кому-то от этого плохо?
Мораль. Любая деятельность для ребенка будет привлекательней, если ее можно превратить в игру.
История третья: разделить задачу на кусочки
Сашке четыре года. Ставлю перед ним задачу: убрать игрушки. Он начинает ныть, что это долго, что игрушек много, что он не справится, что он устанет и что ему неплохо было бы помочь.
В детской такой бардак, что даже у меня родилось ощущение: это прибрать невозможно.
— Хорошо, — говорю я, — собери сейчас только машинки в этот короб.
Задача проста и понятна, и Сашка быстро справляется.
— А теперь только кубики в этот ящик. А теперь всех солдатиков в эту коробку. Ну, вот, осталось только мусор подобрать.
Мораль. Если задача кажется абстрактной и невыполнимой, ее надо разбить на конкретные простые подзадачи.
История четвертая: сколько нужно игрушек?
Новый детский сад. Группа только что набрана. Есть несколько кукол, несколько зайцев, несколько машинок, пара конструкторов. Есть десять детей, которые за две недели пребывания в садике научились убирать игрушки за собой.
Дети быстро выучили, где «живут» зайцы, куклы, машинки и кубики. Уборка после игры проходила легко. А потом в садик закупили новые игры и игрушки: пальчиковые куклы, посуду, «больничку», мячики, еще конструкторы, пирамидки, пазлы, мозаики, животных, железную дорогу, паровозики с вагончиками, лото, домино.
Я всё расставила по полочкам, по принципу каждой игрушке — свое место. А утром пришли дети и смели все на пол. Не со зла, конечно, и не из хулиганских побуждений. Просто они так играют. В возрасте двух-трех лет чаще в ходу простые манипуляции с предметами: повертел в руках и бросил на пол. Чем больше игрушек на полках, тем больше потом на полу.
Но вот подошло время обеда. Сил и терпения на уборку у детей не остается. Поднять игрушки с пола они смогли, но вот классифицировать и расставить по местам — для них это непосильная задача.
Мораль. Игрушек в зоне досягаемости должно быть столько, сколько ребенок может прибрать.
Р. S. После этого я оставила прежний комплект игрушек плюс пирамидки. А новые игрушки вводила постепенно, по мере того как дети запоминали, куда что убирать. Предлагая новую игрушку, рассказывая, как с ней играть, я не забывала показать и «место ее жительства». Не обошлось и без подсказок: на полку или ящик я наклеивала изображение той игрушки, которая там «живет». Если ребенок забывал, куда поставить пирамидку, он просто искал соответствующую картинку на полке.
История пятая: играет тот, кто убирает
Периодически в группе появлялись не только новые игрушки, но и новые дети. Они не умели убирать игрушки по правилам. А некоторые еще и не хотели этому учиться.
— Егорка, почему ты не прибираешься? Все ребята расставляют игрушки по местам, а ты продолжаешь играть.
— Если устал, посиди вот здесь, на стульчике, отдохни. Как отдохнешь или скучно станет, приходи нам помогать.
Сидеть на стульчике скучновато. Но помогать не хочется. Ребята убрали игрушки, попили сок и вышли на прогулку. На улице тоже есть игрушки: машинки, совочки, лопатки, мячики.
— Егорка, ты зачем берешь лопатку? А вдруг устанешь?
— Егорка, не трогай машинку. Сиди, отдыхай.
— Егорка, что же ты мячик берешь? Его же тоже потом на место положить надо, а ты устаешь.
Егорка не выдерживает:
— И приберешь потом?
— Хорошо. Бери что хочешь, но обязательно возвращай на место.
Мораль. Кто не убирает за собой, тот и не играет!
P. S. Дома я реализовывала это правило следующим образом: если игрушки после игры оставались на полу (вот ведь упрямство!), я убирала их в коробку на антресоли и доставала только через неделю.
P. P. S. Участница моего тренинга для родителей рассказала историю о применении этого же правила в привычном для ребенка формате сказки:
— Игрушки надо убирать. Приучала, приучала я сына к этому, два года мы игрушки вместе убирали, и вот однажды сын запротивился: «Не буду и все, пусть так лежат». Ну ладно, пусть лежат, пошли спать. А утром просыпаемся — игрушки у входной двери выстроились, на выход готовятся! Дима им: куда это, мол, собрались? «Искать новых хозяев и домики новые, а то холодно же на полу». Посмотрели: машинка гоночная проскочила, кегли и пара книжек успели убежать, когда папа выходил. Пошли мы их с Димкой искать. Оказывается, консьержка успела поймать беглецов! Консьержке в благодарность за бдительность дали конфету. А игрушки теперь всегда спят на своих местах.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки за собой»
Марина Кочергина
Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки за собой»
Задайте себе вопрос: кому нужно, чтобы игрушки были убраны, – неужели ребенку? Конечно же, нет. Порядок в детской нужен, прежде всего, вам. Если так, то и убирайте игрушки самостоятельно, не требуя этого от малышей и не пристыжая их. В какой-то момент ребенок сам захочет вам помочь. Поддержите малыша в этом начинании – похвалите его.Сначала вообще только радуйтесь его участию и комментируйте свои действия: «мы убираем зайку в коробку. Спи, зайка. А теперь – мишку. Баю-бай, мишка. А теперь машинку – в гараж. Хорошо, и кубики мы кладем вот сюда. Хорошо!» Не разделяйте на «я убираю – ты убираешь». Только «мы»!
Настроение нужно поддерживать радостное, спокойное, но энергичное. Если малыш не присоединяется к вам, а просто играет рядом – не беда.Через некоторое время вы можете начать обращаться к нему с просьбами: «Передай мне, пожалуйста, вон тот кубик, принеси мне мишку» и т. д.
Когда веселая игра в уборку комнаты станет привычной и комфортной,можно начать предлагать прибраться вместе: «Давай вместе уберем игрушки», памятуя о том, что основную работу будете делать вы. Когда же работа закончена и воцарился порядок, не забудьте похвалить ребенка за помощь и окинуть взглядом изменившуюся детскую. Нужно обратить внимание ребенка на то, как хорошо и красиво стало после уборки.
Когда это возможно
Такой режим хорошо поддерживать до начальной школы, а то и позже, кроме случаев, когда ребенок готов заняться уборкой сам. По сути, ему нравится и так – с разбросанными игрушками, которые для него составляют некий фантазийный ландшафт.
Другое дело – уборка вместе с другом. Когда у вашего ребенка побывал гость, предупредите ребят за несколько минут, что нужно завершать игру. Вдвоем дети охотнее будут складывать игрушки, но, возможно, и вам придется присоединиться. Похвалите ребят. Если гостя заберут раньше, чем закончится уборка, –не беда: продолжите вместе со своим ребенком.
Но что если малыш неохотно наводит порядок?Здесь помогут вопросы: «Что ты будешь убирать – кубики или куклы?», «Кого сначала уложишь спать – мишек или книжки?».Придумайте мотивацию: «Если быстро приберемся, успеем посмотреть мультфильм».
Главное, никогда не используйте уборку в качестве наказания, и тогда складывание разбросанных игрушек не превратится в проблему.Также не стоит противопоставлять уборку каким-то более приятным занятиям: «Ну не будешь же ты весь день убираться, когда можно мультфильм посмотреть!»
Пусть складывание игрушек будет приятным и нескучным занятием, которое помогает позаботиться о любимых игрушках и сделать комнату красивее. Родителям не стоит нагнетать негативные эмоции – «Фу, как грязно!» – и не нервничать. Нужно, наоборот,концентрироваться на положительном: «Как здесь станет красиво и чисто после уборки!»
Если ребенок увлечен игрой, то предупредите его, что у него есть еще 15 минут до того, как начнется уборка. Можно даже завести будильник. Есть еще важный момент. Ребенок может не желать убирать игрушки не потому что ему лень, а потому что не хочет разрушать созданные им «миры». В таком случае уборку лучше сделать выборочно или вовсе отложить, пока хозяин «замка» из кубиков пожелает возвести что-то новое. Ведь то, что нам кажется беспорядком, может оказаться важной творческой средой. Берегите чувства ребенка и свои нервы.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка здороваться» Общаемся с родителями. Как научить ребёнка здороваться. Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка говорить?» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ “Как научить ребёнка говорить?” Когда ребенок начнёт говорить, и как он заговорит, зависит от поддержки со стороны.
Консультация для родителей «4 простых правила, как научить ребенка убирать за собой» Елена Фролова Консультация для родителей «4 простых правила, как научить ребенка убирать за собой» Елена Фролова Консультация для родителей.
Консультация для родителей и педагогов «Игрушечные истории, или Как научить ребёнка убирать игрушки» ИГPУШEЧHЫЕ ИCTOPИИ, ИЛИ КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА УБИРАТЬ ИГРУШКИ Этот вопрос задают очень часто. По популярнocти проблема убирания игрушек идет.
Консультация для родителей «Как приучить ребенка убирать игрушки» Почти в каждом доме, в котором есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убрать после себя игрушки. При этом самой.
Консультация для родителей: «Как научить ребёнка безопасному поведению на улице?» Воспитатели группы: Берюченская Е. Д. Уважаемые мамы и папы! Вот и подрос ваш малыш, стал взрослее, любознательнее, его жизненный опыт.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в шашки» Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребёнка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка играть в театр» Наши дети не умеют разговаривать, а мы не умеем разговаривать со своими детьми. Нам некогда, а может, просто лень. К тому же в доме есть.